Разработать логотип или фирменный стиль – это работа мечты для многих дизайнеров. Однако, реальность жестока и, зачастую, клиенты требуют первые наброски в течение нескольких дней, а если вам не повезло, то в течение дня.
Казалось бы, это отличный повод паниковать, но вы не должны позволять временным рамкам преуменьшить ваш творческий потенциал. Это руководство основано на моем собственном опыте, когда мне нужно было за 24 часа подготовить заказчику проект. Некоторые методы работаю отлично, а другие требуют доработки. Далее я поделюсь с вами системой из семи шагов, которая позволит вам за короткий период разработать полноценный дизайнерский проект.
Составляйте расписание на день
Представьте, что вы ответили на звонок нервного клиента, который в течение дня хочет получить готовый фирменный стиль. Время паниковать, правда? Но перед тем, как упасть в обморок или разрыдаться, давайте попытаемся рационально распределить свое время.
Лучший способ делать все вовремя – это составлять себе расписание. Сложные задания нужно разбивать на более мелкие задачи, так вам будет легче продвигаться по списку и видеть прогресс. Дисциплинированность по времени также означает, что вы не должны тратить слишком много времени на одну задачу, пренебрегая другой. Не важно сколько у вас времени на проект, неделя или день, старайтесь эффективно распределять время, концентрируясь одновременно на одной задаче и не отвлекаясь на другие.
Такой график позволит вам успеть вовремя закончить любой логотип или дизайнерский проект. Десять минут в день посвятите составлению графика и вы увидите насколько такой подход эффективен.
- Задача 1: Мозговой штурм (1 единица времени*)
- Задача 2: Доводим до ума наброски (1 единица времени)
- Задача 3: Самую интересную идею переводим в векторный формат (2 единицы времени)
- Задача 4: Переводим в вектор два дополнительных лого (2 единицы времени) – необязательно
- Задача 5: Подумайте о дополнительных деталях (цвет, шрифт и т.д.) (1 единица времени)
- Задача 6: Создаем мокапы (1 единица времени) – необязательно
- Задача 7: Оформляем все в презентабельный вид и отправляем заказчику (1 единица времени)
* Если вам выделили один день на проект и, например, у вас есть 9 часов на работу, то 1 единица времени будет равняться 1 часу. Однако, нужно учитывать перерывы. Даже если вы занимаетесь срочным проектом, вам все равно понадобится короткий отдых, обеденный перерыв и глоток свежего воздуха, чтобы восстановить силы и продолжить работу!
Запишите или распечатайте ваше расписание и закрепите на рабочем месте. Записывайте время начала выполнения каждой задачи и строго следуйте временным рамкам. Теперь подробно разберем каждый пункт.
Мозговой штурм
Если клиент связался с вами утром, вам повезло. Утро – это лучшее время для творческих дел, когда ваш мозг отдохнувший и готов мыслить нестандартно.
Если у вас есть дополнительный час, посвятите его раздумьям и созданию набросков. Иногда очень полезно выйти за пределы рабочей области, найти тихое место и подумать вдали от компьютера. Не забудьте взять с собой блокнот, чтобы записать все идеи.
Для начала, внимательно изучите задание клиента, возможно, у него есть какие-то соображения насчет дизайна, которые будут отправной точкой для вашей работы. Написано ли там о целевой аудитории? Есть ли у них на примете чужие логотипы, от которых можно оттолкнуться? Если вы не поймете четко, что нужно клиенту, нет смысла начинать работу.
Затем начинаем анализировать саму фирму. Какие слова у вас ассоциируются с ее названием? Можете ли вы каким-то образом связать эти слова с названием? Какие образы возникают в голове при мысли о фирме заказчика? Сосредоточьтесь на том, чтобы визуализировать логотип в виде образов и символов и превратить название фирмы в логотип, используя типографский дизайн.
Сейчас ваша задача – записать все слова и фразы, которые возникают в голове. Позже вы можете воспользоваться этим, как стартовой точкой для создания набросков.
Затем тщательно обдумайте, как вы можете объединить желания клиента относительно логотипа фирмы со своими собственными идеями. Возможно, они хотят, чтобы их фирменный стиль был похож на стиль конкурента. В этом случае выясните, возможно ли одолжить элементы дизайна конкурента (шрифты, цвета) и изобразить их по-иному.
Если у вас есть возможность выйти на улицу, возьмите с собой смартфон и попытайтесь вдохновиться окружающей средой. Adobe Capture CC – отличное приложение для коллекционирования идей для логотипов, которые можно найти вокруг.
Дорабатываем наброски
Когда у вас соберется несколько страниц с заметками, можно передвигаться к созданию набросков. Возьмите большой альбом (формат А3 или А2), побольше разных карандашей, ручек, фломастеров и начинайте рисовать. Задайте себе четкую цель – за 30 минут набросать как можно больше эскизов, используя заметки из первого пункта.
На данном этапе не беспокойтесь о том, насколько аккуратно прорисованы наброски. Сейчас самое главное – создать как можно больше возможных вариантов, а затем уже проработать наиболее удачные.
На один набросок не тратьте более двух минут. Заполнив первый альбомный лист, продолжаем разрисовывать второй. В процессе записывайте небольшие подсказки, как можно доработать тот или иной набросок.
Заполнив два-три листа, отдохните и прогуляйтесь примерно 10 минут. Как раз сейчас хорошая возможность выпить чашечку кофе или стакан воды и переключить мысли на что-то другое. Когда вы вернетесь к работе с логотипом, то сможете оценить сделанное свежим «незамыленным» взглядом.
Внимательно изучите все наброски и выберите около пяти наиболее удачных. На отдельном чистом листе доработайте выбранные логотипы. Попробуйте вместо карандаша рисовать черной ручкой, чтобы форма логотипа получилась более выразительной.
Закончив с доработкой логотипов, попросите вашего коллегу или друга посмотреть на них со стороны. Есть ли среди предложенных вариантов наиболее удачный и яркий? Возьмите цветную ручку и пронумеруйте все варианты от 1 до 5 (5 – самый худший, 1 – самый лучший).
Переводим в векторный формат
Берем логотип, который пронумерован цифрой 1, и сканируем его. Если у вас есть хорошая камера, вы можете сфотографировать рисунок.
Чтобы увеличить контрастность и подготовить логотип для дальнейшей обработки, открываем Adobe Photoshop. Переходим Layer – New Adjustment Layer – Levels (Слой – Новый корректирующий слой – Уровни). Регулируем ползунки, чтобы увеличить уровень черного и белого на картинке. Четкий силуэт логотипа будет гораздо легче обводить.
Сохраняем картинку в формате JPEG в максимальном качестве, затем открываем ее в программе Adobe Illustrator (или другом векторном редакторе). Переходим File – Place (Файл – Поместить) и выбираем обработанный скан логотипа. Размещаем его на отдельном слое и блокируем его. Выше создаем новый слой, на котором мы будем выполнять обводку.
Если ваш логотип достаточно простой, для обводки вам хватит Pen Tool (P) (Перо) и мышки. Но если в дизайне есть сложные линии, возможно, вам понадобится графический планшет, чтобы лучше контролировать процесс.
Постепенно обрисовываем логотип, переключаясь на Smooth Tool (Сглаживание), чтобы сгладить контур.
Если у вас действительно слишком мало времени или ваш логотип очень простой, можете применить автоматическую трассировку Window – Image Trace (Окно – Трассировка изображения). Затем переходим Object – Expand (Объект – Преобразовать), чтобы сделать трассированный объект редактируемым.
Выполнив обводку в черно-белом цвете, переходи Edit – Copy (Редактирование — Копировать), Edit – Past (Редактирование — Вставить) и переносим скопированный логотип на другую монтажную область, чтобы экспериментировать с цветом. Посмотрите в Google или Pinterest самые популярные цветовые сочетания на логотипах, с помощью Eyedropper Tool (Пипетка) подбираем подходящие комбинации цветов.
Радужные цвета можно эффектно сочетать с более консервативным черно-белым текстом.
А для простых иконок подойдут несколько оттенков одного цвета или два разных хорошо сочетаемых цвета, например, зеленый и синий.
Если вам кажется, что яркие цвета не подходят для вашего проекта, попробуйте использовать стильные оттенки серого, коричневого или черный цвет. Также можете создать эффект металла, например, меди или золота, чтобы получить более роскошный результат.
Переводим в векторный формат другие наброски
Рим был построен не за один день… и уж точно не одним человеком. Если вы за короткое время хотите разработать полноценный фирменный стиль, вам следует обратиться за помощью. Конечно, это не обязательно, но, если вы фрилансер и вам нужно выполнить большой объем работы за короткое время, целесообразнее организовать небольшую команду и делегировать некоторые обязанности.
Пока вы прорабатываете основной вариант, другие дизайнеры могут заняться трассировкой двух-трех дополнительных вариантов. Зачем тратить на это время? Будет дополнительным плюсом, если вы предоставите клиенту выбор. Так он будет понимать, что деньги потрачены не зря, а у вас всегда будут запасные варианты, если вдруг клиенту не понравится основной. Также это даст вам отличную возможность показать свои способности в разработке фирменного стиля за короткое время, а это гарантирует, что клиент может снова к вам обратиться с подобным проектом.
Тем не менее, трассировка трех логотипов это большая и кропотливая работа. Поэтому вам необходимо найти помощников, которым можно передать эту работу. Для этого можно воспользоваться любой фриланс-биржей.
Дополнительные детали
Завершив трассировку основного варианта и дополнительных, посмотрите на результаты проделанной работы еще раз и подумайте о фирменном стиле компании, как о едином целом.
Неважно, вы разрабатываете отдельно лого или весь фирменный стиль, заказчик будет вам благодарен, если вы продемонстрируете ему, как ваша работа будет смотреться в целом. Это клиенту лучше визуализировать, как дизайн будет использован на практике. Чем привлекательнее ваши наработки, которые вы покажите заказчику на данном этапе, тем больше вероятность, что они найдут что-то действительно интересное, с чем можно продолжать работу. Это увеличит не только объем работы, но и прибыль!
Посвятите время, чтобы обдумать дополнительные детали. Дело не только в логотипе, который формирует фирменный стиль. Важны также цвета, шрифты и другая графика. Активируем Eyedropper Tool (Пипетка) и подбираем цвета с нашего логотипа, фотографии из приложения Adobe Capture CC (смотрите Раздел 1) или картинки с интернета, которые по цветовой гамме подходит к нашему дизайну. Это поможет сформировать основу для палитры с фирменными цветами.
Также можете воспользоваться приложением Adobe Color CC, чтобы сгенерировать цветовые палитры по настроению, или подобрать цвета со своего логотипа или другого изображения.
Вы можете сохранить цветовую палитру в Illustrator в формате ASE. Для этого на цветовой панели выбираем пункт Save Swatch Library as ASE (Сохранить библиотеку образцов как ASE). Палитра пригодится нам позже, когда мы будем разрабатывать финальный документ для заказчика (смотрите Раздел 7).
Посвятите 15 минут, чтобы изучить подборку популярных шрифтов на сайте FontSquirrel или GraphicRiver и подобрать парочку подходящих.
Помните, что дополнительные детали не должны иметь приоритет перед вашим основным дизайном, но о них определенно стоит подумать. Это даст и вам, и клиенту почву для новых идей.
Используем мокапы
К этому моменту у вас должен быть проработан основной логотип в нескольких цветовых схемах и, возможно, пара дополнительных лого от ваших помощников. Чтобы ваша работа выглядела действительно профессионально, разместите ее на специальном мокапе.
Если у вас хватает времени, вы можете разработать свой собственный шаблон, подогнав его под дизайн фирмы заказчика. Однако, время, отведенное на работу, заканчивается, а готовый мокап это отличный способ качественно презентовать ваши идеи.
Благодаря 3D-мокапам, заказчик может увидеть все возможные варианты отображения логотипа. Чаще всего встраивание лого на какую-либо вывеску или автомобиль выглядит гораздо эффектнее и нагляднее, чем обычная плоская картинка. Подберите два-три мокапа, которые хорошо сочетаются с вашим логотипом. Разрабатываете лого для пивоварни? Подстаканники и неоновые вывески – наиболее выигрышные варианты.
А, возможно, вы работаете над корпоративным дизайном. В этом случае визуализация логотипа в металлическом стиле добавит капельку роскоши и поможет клиенту представить, как лого будет выглядеть на рекламируемой продукции.
Подготавливаем презентационный документ
Вся необходимая графика подготовлена – несколько вариантов логотипа и дополнительных деталей в виде шрифтов и цветов. Рабочий день подходит к концу и, возможно, ваши силы тоже на исходе. Хорошие новости? Дизайн логотипа готов и вам осталось красиво презентовать их клиенту.
Некоторые дизайнеры отправляют картинки в формате JPEG. Но если у вас осталось полчаса, создайте презентационный документ. Таким образом, вы покажите клиенту, что знаете свое дело. Это профессионально, легко воспринимается и заказчику будет проще показать вашу работу своим коллегам.
Представьте себе картину в шикарной рамке – так гораздо приятнее наслаждаться произведением искусства, не правда ли?
На самом деле нет ничего сложного в подготовке качественного презентационного документа с логотипом. Вот несколько основных правил:
- Количество страниц должно быть минимальным
- Придерживайтесь пейзажной ориентации (при этом графика на странице будет «дышать»)
- Используйте те шрифты, которые вы применяли для разработки фирменного стиля
- Пронумеруйте страницы для более удобной навигации
- На первом месте логотип, а текста должно быть минимум
Порядок, по которому вы распределили логотипы, также влияет на восприятие клиента. Если среди предложенных вариантов дизайна есть наиболее сильный и яркий, поместите его либо в самом начале, либо в конце и добавьте больше мокапов именно с этим вариантом (смотрите Раздел 6). Это выделит конкретный дизайн на первое место.
Не стоит тратить часы на проработку презентационного документа. Можете воспользоваться готовыми шаблонами с проработанными страницами, заголовками и контентом. Их очень легко адаптировать под пользовательское содержание. Вы можете подобрать шаблон под определенную программу: InDesign, PowerPoint и Keynote.
Закончив с документом, сохраняем его в формате PDF (не накручивайте качество по максимуму, чтобы размер файла не был слишком большой, но убедитесь, что картинки достаточно качественные и в высоком разрешении). В программе Adobe InDesign переходим File – Export to Adobe PDF [Interactive] (Файл – Экспорт в Adobe PDF), чтобы сохранить документ компактным, но в хорошем качестве.
Прикрепляем документ к письму, отправляем и выдыхаем. Неплохая работа!
У вас был длинный и утомительный день, но вы все-таки сделали это – комплект проработанных логотипов отправлен клиенту. Пока вы хвалите себя за отличную работу, давайте еще раз посмотрим на семь простых этапов разработки лого, когда совсем мало времени.
- Задача 1: Мозговой штурм (1 единица времени*)
- Задача 2: Доводим до ума наброски (1 единица времени)
- Задача 3: Самую интересную идею переводим в векторный формат (2 единицы времени)
- Задача 4: Переводим в вектор два дополнительных лого (2 единицы времени) – необязательно
- Задача 5: Подумайте о дополнительных деталях (цвет, шрифт и т.д.) (1 единица времени)
- Задача 6: Создаем мокапы (1 единица времени) – необязательно
- Задача 7: Оформляем все в презентабельный вид и отправляем заказчику (1 единица времени)
Тщательное планирование времени очень важно для сохранения сосредоточенности и минимизации стресса во время рабочего процесса. Возможно у вас есть свои секреты ускоренной разработки логотипа, поделитесь ими в комментариях!